Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение"
Программа «Хоровое пение» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе.
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 8 (9) лет
Язык обучения: русский
- ДПП "Хоровое пение" (срок обучения: 8 (9) лет)
- Учебный план на 2024-2025 учебный год
- Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Хор
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.
В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Фортепиано
Основы дирижирования
Сольное пение
Пение – это наиболее распространенная форма детского музыкального воспитания.
Самое первое звено в пении – это сольное пение. Именно поэтому очень важно уделять сольному пению достаточно внимания, это важный этап развития голоса. Не заложив основы в работе со своим голосом, хороших результатов не добьёшься.
Детские впечатления прочны и создают фундамент в дальнейшей работе со своим голосом. Пение в детстве является существенным вкладом в становлении вокалиста.
Голос – инструмент, данный каждому от природы. Умение владеть этим инструментом (основы постановки голоса) необходимо детям, поющим в хоре, в ансамбле и на уроках сольфеджио.
На ошибках учатся во многих сферах деятельности. И это считается правильным. В пении не так. У певца нет видимых «клавиш». Нарушенный механизм рефлексов вслепую не исправишь.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу уделяется индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности.
Чтение хоровых партитур
Чтение хоровых партитур - исполнение хоровой партитуры на фортепиано. Чтобы хорошо играть хоровую партитуру, имитируя звучание хора, необходимо овладеть специфическими знаниями и навыками.
Музыкально-исполнительский процесс состоит из двух основных компонентов, которые связаны между собой – это, прежде всего, постижение сути произведения, т. е. его восприятие и его передача, воспроизведение.
В программу входят некоторые вопросы хороведения.
Занятия по предмету помогают расширить музыкальный кругозор учащихся, в задачу предмета входит обучение работе с хоровыми партитурами.
Сольфеджио
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения.
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Слушание музыки
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Музыкальная литература
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Элементарная теория музыки
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Ритмика
Вокальный ансамбль
Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма коллективного музицирования. Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Занятия в классе вокального ансамбля должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.
Занятия вокальным ансамблем проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.