Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты"

Программа «Духовые и ударные инструменты» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе.
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 8 (9) лет
Язык обучения: русский


Специальность

Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на кларнете, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.


Ансамбль

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.
Ансамбль кларнетов как вид ансамблевого исполнительства начинает распространяться в школьной учебной практике.
Учебный предмет "Ансамбль" использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время его изучения у учащихся должен сформироваться комплекс умений, знаний и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.


Фортепиано


Коллективное музицирование

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.
Коллективное музицирование как вид ансамблевого исполнительства начинает распространяться в школьной учебной практике.
Учебный предмет "Коллективное музицирование" использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время его изучения у учащихся должен сформироваться комплекс умений, знаний и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани возможностей: обогащает кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышается общее развитие обучающихся.
В тоже время в коллективе музыкант может полнее раскрыться, развить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.
В процессе совместного творчества у юных музыкантов постепенно устраняется индивидуализм, появляются навыки, характерные для коллективного музицирования.


Хоровой класс

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.


Сольфеджио

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения.
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.


Слушание музыки

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.


Музыкальная литература

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.


Элементарная теория музыки

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.


Ритмика


Вокальный ансамбль

Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма коллективного музицирования. Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Занятия в классе вокального ансамбля должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.
Занятия вокальным ансамблем проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.