Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись"
Программа «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 8 (9) лет
Язык обучения: русский
- ДПП "Живопись" (срок обучения: 8 (9) лет)
- Учебный план на 2024-2025 учебный год
- Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Рисунок
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок- основа всех видов изобразительного искусства.
Цели и задачи академического рисунка как учебного предмета включают в себя глубокое изучение натуры и приобретение необходимых знаний и практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве.
Весь курс рисунка включает в себя задания с постепенным усложнением задач.
Живопись
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения лиса, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Композиция станковая
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Основы изобразительной грамоты и рисование
На уроках изобразительной грамоты учащиеся постигают язык изобразительного искусства: эмоциональное воздействие цвета на настроение человека. Оттенки цвета в решении живописных
задач. Цветовые и тональные отношения в изображении натюрморта, пейзажа, портрета. Тональная и цветовая гармония при передаче в объеме предметов несложной формы в рисовании с натуры.
Большое внимание в программе уделяется работе простыми карандашами: в рисовании с натуры предметов комбинированной симметричной формы, натюрмортов, сюжетных композиций. Здесь учащиеся начинают впервые осознанно применять средства выразительности рисунка: линию, штрих и тон для достижения поставленной перед ними задачи.
Впервые в изображении на плоскости перед учащимися ставится задача передача объема предметов с помощью света и тени, передача формы и пропорций предмета. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и так далее). Изображение лица и фигуры человека, а также животных и птиц, используемых в композиции. Передача глубины пространства на плоскости картины с помощью линейной и воздушной перспективы (3-х плановость).
В работе над станковой композицией учащимся даются понятия: зрительный центр, статика, динамика, ритм. Работая над композицией, учащиеся используют собственные наблюдения.
Прикладное творчество
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выполнение и развития потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Учащиеся знакомятся с русским народным прикладным искусством, а также и с искусством народов, живущих рядом, искусством народов Приамурья. Изучая, предметный мир народов и символику этого мира учащиеся делают первые попытки в украшение предметов одежды, жилища, используя народную символику.
В программе предусмотрены разные виды деятельности с различными материалами: аппликация, роспись по ткани, работа с металлом (жесть) чеканка.
Лепка
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,
скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. На уроках лепки, учащиеся совершенствуют свои навыки, изображая в объеме животных и человека, но здесь ставятся перед ними более сложные задачи: передача пропорций фигуры человека, а также передача движений и характера пластическими средствами.
В изображении человека помимо пропорций и движения необходимо передать его принадлежность к народу через костюм и его атрибуты. Здесь впервые дети знакомятся с искусством изразца, выполняя композиции в этом виде искусства по мотивам русских народных былинных образов и символов, а также по Амурским мотивам. Выполняя эти задания, учащиеся делают первые шаги в стилизации природных форм и составление ритма в орнаменте.
Беседы об искусстве
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.
История изобразительного искусства
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно - смыслового единства.
Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно -творческой деятельности.
Пленэр
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников - пейзажистов.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм , симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок, до тонового рисунка.
В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм : куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.